Правила посещения

«Демон»

29.05.2014


Спектакль «Демон» создан режиссёром — хореографом Сергеем Землянским к 200 — летию М. Ю. Лермонтова. Поэму без слов, пластико — хореографическую версию произведения представил зрителю театр имени Ермоловой. Произведение классика русской поэзии и образ Демона не раз вызывали интерес режиссеров, художников, композиторов.

Это вечные темы, поэтому и интерес к ним не оскудевает. Поэма без слов должна быть плодом смелого воображения, примерно таким же, как картина без красок, симфония без музыки и танец без движения. Новая театральная практика показала, что из «Демона» слова убрать можно, потому что поэзия Лермонтова давно находится вне вербального уровня. Она находится где — то в другом измерении – мыслительном, визуальном и чувственном. Ее можно не только слушать, но и видеть, чувствовать и воспринимать.

Композитор Павел Акимкин написал музыку, которая смешалась из национальных кавказских хоралов, шума горного ветра, речных водопадов, звуков душевных струн и гимнов херувимских горнов. Она звучит все время и создает торжественно – напряженную атмосферу. В контексте с Демоном зритель понимает, что события могут быть только необратимыми и трагическими. По другому поводу небесный гром не разражается. Актеры исполняют национальные кавказские танцы высоко профессионально.

Плавный ход лезгинки — это результат долгих кропотливых репетиций. Доказательством этому служит факт, что ансамбль народного танца Грузии имеет статус «национального балета Грузии». Работают в нем выпускники балетных училищ. Вне танцев актеры двигаются под музыку. Эти движения назвать танцем сложно. Скорее, это пластическое воплощение эмоций. Когда поэзию заменяют чувства, люди двигаются под их воздействием. Вобрав в себя предания Кавказа, лирика Лермонтова состоит символов (художник-постановщик — Максим Обрезков).

Постановщик разместил их на сцене: вот горы, цветущие деревья, застывшая слеза, терновый венок. Они, если задуматься, могут символизировать смерть, любовь, одиночество, вечный грех. Актеры работаю безмолвно. Музыка подчеркивает их эмоции, давая волю воображению. Образ Демона в искусстве встречается часто. Михаил Юрьевич заставил его страдать, маяться и искать себе занятие от скуки. На сцене Демон, как в гнезде, живет в терновом венке. Он дремлет, закутавшись в облака. В исполнении Дмитрия Чеботарева он легок и, как будто, прозрачен. Плоть ему не нужна, поэтому, для приличия, он окутан легкой паутиной. Хотя приличия ему тоже не нужно, он делает, что хочет. Хочет, появится в человеческом обличии, хочет – существует незримо. Ему везде плохо. Его приближение портит жизнь не только людям, но и ангелам.

Такая у него судьба, которой, похоже, он тоже тяготится. На сцене он возникает из «неоткуда» и зорко наблюдает за происходящем. Случилось несчастной Тамаре (Зоя Бербер) попасть в поле зрения Демона. Слишком весела она была накануне свадьбы. Нельзя быть такой счастливой. А свадебные приготовления? Над Тереком разносятся звуки лезгинки и веселья. Красивые люди надевают свои лучшие одежды. Девушки танцуют, старики за них радуются. Архангелы заливаются небесными песнопениями. Что приходится делать Демону в таких невыносимых условиях?! Только страдать. К его страданиям присоединилась еще одно – он полюбил Тамару. Может, это не любовь вовсе. С любовью к его облику присоединилась тревога, тоска и одержимость одновременно. Он опасен. Никто не знает, как любит Демон. Вернее, лучше бы этого не знать. Тамара узнала любовь Демона. Что из этого получилось — средствами бессловесной музыкальной поэзии показал театр имени Ермоловой. Спектакль «Демон» — новое сильное прочтение поэмы. Перечитывать ее нужно. Чтобы Демону было не повадно.

Екатерина Наркевич, newsMCS.ru

Подписаться на новости