Касса:
+7 495 629 05 94
+7 495 580 52 15 доб. 325
Билетный стол:
+7 495 580 52 15 доб. 387

«Родом из Забайкалья»: Завидный «жених» из московского театра

13.05.2014


Этот замечательный актёр уже много лет служит в Московском драматическом театре имени Ермоловой. В его творческой копилке десятки ролей в фильмах, сериалах и спектаклях. Про себя говорит, что, наверное, инфицирован вирусом сцены. В проекте «Родом из Забайкалья» — наш земляк Дмитрий Павленко.

— Родился на руднике Солонечный Газимуро-Заводского района Забайкалья в 1971 году. Папа — геолог, а мама — в то время учительница, приехавшая на работу по распределению после окончания педучилища. Когда мне было два месяца, родители, старшая сестра Лена и я вернулись в папин родной город Читу. Осознанно место своего рождения я смог увидеть только после девятого класса, работая летом у папы в геологической партии. Мы заехали на Солонечный на пару дней. Лазили по отвалам, оставшимся после добычи флюорита, и собирали красивые друзы кристаллов кварца. А утром следующего дня поехали брать голубицу в дремучей тайге с рыкающим за кустами медведем.

Одно из ярких воспоминаний читинского детства — ищу с папой чёртиков в лесу. Чёртик — муравьиный лев, у него длинные челюсти, похожие на рога. Он роет ямки-воронки, засыпает их лёгким песком, прячется на дне и ждёт муравьишку, который попадёт в ловушку. Если легонько подуть в ямку, песочек осыпется и вылезут рожки чёртика.

— Помните, как пошли в первый класс, волновались?

— В первый класс я пошёл в Германии, в городе Галле. Папу пригласили туда главным консультантом по геологии. Пошёл в русскую школу при военном гарнизоне. Но до этого ходил в немецкий детский садик. Немецкий язык стал моей необходимостью, а Германия любимой, после России, страной. Сколько тёплых, сказочных воспоминаний о моём немецком детстве. Каждый раз, когда близятся рождественские праздники, я мечтаю отвезти в Германию свою жену и дочь. Дочь уже выросла, но поездка так и не состоялась.

— И школу заканчивали в Германии?

— С третьего класса я уже учился в школе №38 в Чите. Пытался заниматься в музыкальной школе, играть на баяне, но интерес через три года пропал. Секция борьбы приносила больше радости. Театр по большому счёту тоже прошёл мимо, не считая недолгих занятий в каком-то быстро прикрывшемся театральном кружке при Дворце пионеров. В классе четвёртом, правда, сыграл маленькую роль в школьном новогоднем спектакле. Выпрыгивал на сцену сумасшедшим музыкантом с крышками от кастрюль на руках и ногах.

— Это была единственная роль в школьной постановке?

— Из актёрских проявлений детства сложно что-то вспомнить. Ну, как-то раз во втором классе удачно прочёл по ролям за ёжика, похвалили за красивое чтение Пушкина, любил наряжаться в карнавальные костюмы, разыгрывать кукольные спектакли. Почему я стал актёром? — не разгаданный мною вопрос. Это, скорее, вопрос к судьбе.

Когда стал старше, увлекался биологией, историей, краеведением. Мысли о кинорежиссуре были, ведь моя мама — режиссёр читинского телевидения, и её влияние на меня, конечно, огромное. Мои родители и сестра очень любят искусство: литературу, живопись, музыку, театр, кино. В ДК машзавода мы смотрели «сложные» фильмы: Тарковского, Германа, Иоселиани, Параджанова, Феллини.

— Насколько я знаю, вы отлично поёте и играете на гитаре?

— Увлёкся я авторской песней в старших классах в клубе самодеятельной песни «Откровение». С тех пор я, наверное, инфицирован вирусом сцены. К гитаре и пению привлекла меня старшая сестра Лена. В то время она была студенткой Ленинградского института и привозила толстые тетради с текстами и аккордами бардовских песен. Выступление на концертах… Это странно: стоишь перед зрительным залом, но прожектора так слепят, что ничего не видишь, возникает ощущение одиночества и свободы. Видимо, и сейчас с этим выхожу на сцену, чтобы искать самого себя.

— После школы вы целенаправленно поступали в театральное училище или это было спонтанным решением?

— Решение заняться искусством было следствием провала поступления в Иркутский университет на биофак. Мама была обеспокоена, что я буду терять год, и нужно чем-то заняться. Из возможных вариантов на тот момент самым интересным было театральное отделение культпросвет училища. Так, казалось бы, наши неудачи превращаются в удачи. Истина всегда где-то спрятана, нужно быть внимательным и видеть знаки судьбы. За один год обучения в училище всё переменилось, мои педагоги сумели толкнуть меня туда, где я и должен был быть. Конечно, особая благодарность Марии Скрябиной и Татьяне Чумаковой.

Подготовив солидную программу для поступления, я отправился в Москву. Первый раз приехал в мае, прошёл кое-где на вторые туры, где-то провалился, вернулся в Читу, поправил программу. Летом поехал опять. Были и неудачи, и вот — удача в «Щепке» (Высшее театральное училище имени Щепкина — А.С. ).

— Говорят, поступить туда практически нереально…

— Рассказ о поступлении в театральный может занять несколько страниц — это испытание не только на силу духа, но и тела. Пока поступал в Щепкинское училище, будучи и так худощавым, усох ещё на 12 килограммов. Когда, после этого безумного — более 150 человек на место — конкурса, нам объявили о зачислении, не было сил радоваться.

— Сниматься в кино вы начали ещё во время учёбы в училище?

— Учёба в театральном — это прекрасные и сложные времена. Ты погружаешься в театр, а на улице сложные годы — начало девяностых. Действительно, стал сниматься ещё в училище: вёл программу «Детский час» на ТВ, снимался в клипах и эпизодах в кино. Часто в мою фильмографию вносят фильм 1983 года «Сад» — это ошибка, просто совпадение имени и фамилии. Знаковым для меня стало приглашение на сериал «Азбука любви» режиссёра Исаака Фридберга (Дмитрий Павленко сыграл Виктора Зомби — его работу кинокритики признали одной из лучших ролей в первой российской «мыльной опере» — А.С. ). Конечно, первая большая роль останется одной из любимых и главных. Тогда я достаточно быстро получил популярность, меня приняли в театр имени Ермоловой, где служу уже двадцать лет.

— Что для вас всегда было важнее — театр или кино?

— Для меня съёмки в кино за все эти годы не были стабильными. Иногда казалось, что проекты выстраиваются в ровную череду, и вдруг обрыв и ничего. А театр был всегда, больше-меньше, но был. Ради него жертвовал и съёмками, и денежными антрепризами.

— В каких спектаклях вы уже задействованы в этом году?

— В этом сезоне репетирую пластический спектакль «Демон» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова. Без слов, только пластика. Постановка талантливого режиссёра-хореографа Сергея Землянского. Занята в этом спектакле и моя жена Наталия Селивёрстова. Я играю жениха. Опять жениха! За двадцать лет службы в театре мною сыграна целая плеяда женихов: Апломбов, Ломов, Дон Жуан, Подколесин, Кречинский и много ещё. Может быть, моё амплуа — «жених». Я шучу. А пластический спектакль в не столь уж и юном возрасте, видимо, подарок за то, что растим балерину. Наша дочь Полина учится на первом курсе Московской государственной академии хореографии при Большом театре.

Второй сезон я играю спектакль «Язычники» в постановке Евгения Каменьковича. Пьесу написала молодая талантливая драматург из Одессы Анна Яблонская. Вещь крайне опасная. В ней поднята тема человеческого самоопределения, религии, поиска правды. Написана пьеса современно: есть нецензурные слова, жёсткие сцены. Так вышло, что драматург погибла в 2011 году во время теракта в аэропорту Домодедово, когда прилетела получать приз за «Язычников»…

— Увидим ли мы вас в ближайшее время на экранах телевизоров?

— Рассказывать о работах в кино, которые ещё не вышли на экраны, видимо, бессмысленно. В прошлом году я говорил о 4-серийном фильме «Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем» режиссёра Владимира Зайкина. Но сериал до сих пор не вышел на экраны. Не буду бежать впереди паровоза. Работы были, что-то увидим.

— В прошлом году вы приезжали в Читу на Забайкальский международный кинофестиваль. Какие остались впечатления, приедете ли к нам ещё?

— Да, в этом году я вновь приглашён на кинофестиваль. С радостью приеду в родную Читу. Впечатление от прошлого фестиваля очень позитивное. Спасибо организаторам: Виктору Шкулёву, Александру Михайлову, «Забайкальскому землячеству», правительству края, всем, кто приложил к фестивалю руку. Возможность такого общения — зрителя и людей кино — взаимная радость и удовольствие. Ну, а для меня — счастье вдвойне.

— Не хотели бы вернуться жить на малую родину?

— Забайкалье я очень люблю, но Москва мой дом уже двадцать пять лет. От географии нашего проживания, конечно, зависят возможности воплощения задуманного, но ещё больше — все это зависит от сил личности. Путешествуйте внутрь себя, это гораздо увлекательней.

Артём Стромилов, ИА «Чита.Ру»