Правила посещения

На сцене вновь появится личность

26.05.2013


Редкий гость, который не любит давать интервью, не любит разговоры с журналистами без повода. Актер, которого знает каждый, режиссер, сценарист, писатель Сергей Юрский. Только что он выпустил спектакль-фантазию "Полеты с ангелом" о художнике Марке Шагале, где играет сразу девять ролей. Культурный обозреватель Григорий Заславский накануне премьеры поговорил со своим гостем о его новой работе и творческих планах на будущее в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - это Народный артист России Сергей Юрский. Сергей Юрьевич, здравствуйте, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Юрский: Здравствуйте, Григорий. Рад вас видеть.

Заславский: И я тоже вас рад. Вы знаете, есть у меня знакомый режиссер, который однажды написал или сказал в интервью, что ему уже не интересно поставить просто хороший спектакль, и страшно обиделся, когда я где-то в какой-то своей заметке дурацкой написал, что не надо бояться, поставьте просто хороший спектакль, не бойтесь. А про вас я скажу так, что для вас, как мне кажется, действительно не интересно поставить просто хороший спектакль, в вашей биографии просто хорошие спектакли, они есть, естественно, все, но для вас очень важно в каждом следующем спектакле сделать еще какой-то очень важный сущностный и осмысленный шаг в сторону каких-то вот... вскрытия каких-то вам важных мыслей и соображений. И вот эта вот история, которая посвящена Шагалу, мне кажется, тоже плод каких-то очень важных и долгих размышлений. Спектакль называется "Полеты с ангелом" и рассказывает о не то что последних днях, как я понимаю, а о последних минутах жизни великого русского художника Марка Шагала. И, конечно же, мне интересно, почему вы... Во-первых, эта пьеса совершенно какого-то незнакомого автора, и о Шагале как о всяком великом человеке наверняка написана не одна пьеса, а вы выбрали эту.

Юрский: А я не знаю, написаны о Шагале пьесы? Как-то я... Ну, я не занимался специально Шагалом, я занимался специально пьесами и театром, и эта пьеса меня очень увлекла, она, по-моему, замечательная. Нет, о Шагале я больше не знаю. Пишут сейчас все о Фрейде, вот тут десятки пьес.

Заславский: О Дали тоже.

Юрский: А Шагал - нет. Но дело же не в том, конкретно о ком пишут. Дело в том, что немножко возвращается попытка предъявить на сцене личность. Когда-то была мода, потом она исчерпалась, писать о Пушкине, о Белинском, о Лермонтове, конечно, о декабристах, о каждом из декабристов.

Заславский: Обо всех вместе, о каждом в отдельности, да-да-да.

Юрский: Но даже не мода, а зов сердца и возможность через это высказаться нашей пьесой. А чтобы творческая личность была в центре на сцене, это с тех пор выпало на многие десятилетия, потому что пошло развенчание великих людей, обратились (ну, такие периоды бывают и в литературе, и в жизни), обратились к простым людям и начали их копать изнутри, показывать такие пороки в людях, какие они хитрые, коварные, какие у них проблемы с любовью, как они разрушили что-то, как они созидали что-то, ну, обычные люди. А вот теперь, сейчас, приближаясь к премьере пьесы Зиновия Сагалова, Зиновия Владимировича, под названием "Полеты с ангелом", я оглянулся и вдруг увидел, что я играл, мне повезло, много очень великих людей на сцене и на экране, очень великих. И думаю, что это слово "повезло", при том, что и моды на них не было, а, однако, вот так мне случилось. Когда есть фигура...

Заславский: Извините, я вот сейчас на вас так смотрю, и вдруг начал мысленно... Потому что вы, когда говорили о декабристах, я, естественно, подумал в этот момент про Эйдельмана - человек, который так много писал о декабристах. А у Эйдельмана была такая почти что идея фикс: вычислять, в каком количестве рукопожатий он от того, другого, третьего, и от Пушкина в частности. Выяснялось, что не так уж много людей, не так уж много рук его отделяет от Александра Сергеевича Пушкина.

Юрский: Три-четыре...

Заславский: И я сейчас, глядя на вас и на ваши руки, вдруг подумал, что вы через одного человека от Михоэлса - это точно, через одного человека от Михаила Чехова - это точно, да и от многих других людей тоже.

Юрский: Да и от Шагала. Шагал - вообще наш современник, просто современник.

Григорий Заславский, Радио

Подписаться на новости