Касса:
+7 495 629 05 94
+7 495 580 52 15 доб. 325
Билетный стол:
+7 495 580 52 15 доб. 387

Эдда Урусова

БИОГРАФИЯ

Народная артистка РСФСР

Родилась в Москве 10(23) ноября  1908 в семье князя Ю.Д. Урусова. Получила широкое образование, прекрасно пела, владела иностранными языками, танцевала, декламировала стихи и прозу. В 1928 окончила Студию им. М.Н.Ермоловой у Н.П.Хмелева и была зачислена в труппу Театра им. М.Н.Ермоловой. В 1920-е годы начала сниматься в кино (первая роль сыграна в ленте «Ледяной дом», первая пара, открывающая бал у Анны Иоанновны), играла в эпизодах. С первых же ролей проявила себя как актриса комедийного дарования. Из ролей начала  1930-х годов  самыми яркими считались Лидия («Платон Кречет») и Надежда Монахова («Последние» М. Горького). На пике успеха и признания судьба Урусовой была сломана ее муж, артист того же театра, М.Унковский, был схвачен и расстрелян как враг народа. Урусова была отправлена в лагерь, где провела  17 лет  (Бамлаг, Норильск, Владимир). В Норильске была в числе тех, кто организовал лагерный театр (Г. С. Жженов, И.М. Смоктуновский и др.). Здесь актрисой было создано множество различных ролей, приходилось и режиссировать. После реабилитации Урусова вернулась в Театр имени М.Н.Ермоловой, сыграла леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Мать («Мать своих детей» А.Афиногенова), Меме («Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо), и др. Снималась в кино («Ларец Марии Медичи») и на телевидении («Месяц в деревне» А.Эфроса по И. С.Тургеневу, «Детство. Отрочество. Юность» П. Фоменко по Л. Н. Толстому). В трилогии Толстого Урусова с большой художественной силой сыграла Бабушку. В 1994 Б.А.Львов-Анохин поставил в Новом драматическом театре спектакль «Письма Асперна» по Г. Джеймсу специально на Урусову. Это была последняя роль замечательной актрисы, которую она играла с высочайшим мастерством, вложив в нее опыт всей своей трудной творческой и человеческой жизни. Умерла Урусова в Москве 23 декабря 1996.

Из воспоминаний актрисы: «Среди плеяды выдающихся артистов, которые принесли лучшие традиции русского драматического искусства в советский театр, главная роль принадлежит Марии Николаевне Ермоловой. Именно поэтому коллектив театра-студии, в который я пришла в год образования 1925, рассматривал как особую честь присвоение ему имени великой русской актрисы. Вспоминая годы, прожитые вместе с театром, хочется сказать о многом. Пьесы советских драматургов в сочетании с классикой были положены в основу работы молодого коллектива с первых его шагов. Первыми моими большими ролями в театре стали роли подпольщицы Наташи в пьесе  «Леон Кутюрье» по «Рассказу о простой вещи Лавренева и Альбины Мегурской в одноименной пьесе Шаповаленко. Выступления в рабочих районах, на предприятиях, на стройках первых пятилеток стали повседневностью в работе театра. Именно там, на сценах рабочих клубов и открытых площадках формировался и рос коллектив театра. У ермоловцев трудная судьба. Мы не раз сиротели. В тридцать седьмом году один за другим ушли из жизни художественные руководители нашего театра. Сначала его основатель Макс Терешкович, а вскоре и его восприемник  Азарий Азарин (он из семьи Мессереров). Годом позже арестовали десять ведущих артистов. Среди них был и мой муж Михаил Унковский. А ему прочили блестящее будущее -  режиссеру и артисту. Потом была война. В сорок пятом умер Николай Хмелев, в пятьдесят девятом - Андрей Лобанов. Но вот чудо! Театр выжил. Нам и сегодня нелегко. Но я знаю, я уверена, театр во что бы то ни стало выживет. Только надо работать. Делать ставку на профессию. И жить с верой. Как известно,  времена не выбирают. В них живут и умирают. Вопрос в том, как жить. Вы думаете, было легко, когда театр только начинался? Ничего подобного. Первые годы существования мы работали на небольшой сцене, которая сохранилась и сейчас в угловом доме Столешникова и Пушкинской. Мы страстно любили театр, жили в нем и для него. Да, мы воспитывались на спектаклях великих мастеров. Студия дает только азы. Мастерство приходит в процессе работы. Актер всю жизнь учится лепить в самом себе и из себя новые образы, сам докапывается до тайны профессии. Ему крайне важна школа психологического реализма, даже если он работает в таком модном театре, как у Романа Виктюка. С 1970 года  театром руководил В.А. Андреев. Но в 85-м он ушел от нас в Малый театр. И… все развалилось. Ермоловская труппа распалась на две. А жизнь показывает, что невозможно сделать  что-то подлинно ценное, если в коллективе нет творческой дружбы. Но я счастлива, что судьба подарила мне профессию актрисы. Даже в самые суровые годы моей жизни  в ссылке я не расставалась с ней. Объездила с театром весь Дальний Восток. Я благодарна всем партнерам, без которых я бы не состоялась. Валерий Лекарев. Марья Хорошко. Николай Макеев. Наталья Архангельская. Всеволод Якут. Владимир Андреев. Лев Любецкий. Что же сегодня вернуть в театр? Прежде всего, уважение к профессии. Побольше сердца и любви. Люди так истосковались по празднику, гармонии, красоте. Им нужно утешение. Если искусство вернется на сцену, то публика снова придет в театр.»