Елизавета Английская
Перевод — Юрий Архипов
Режиссёр-постановщик — Владимир КИММЕЛЬМАН
Художник-постановщик и художник по костюмам — София ЕГОРОВА
Композитор — Родион АВЕРЬЯНОВ
Хореограф — Наталья ТЕРЕХОВА
Художник по свету — Игорь ФОМИН
Помощники режиссёра — Наталья ГРИШИНА, Мария ДОРОФЕЕВА, Ольга КОЧЕРГИНА
16+
Исторические пьесы – это особый жанр драматургии, наполненный как документальными фактами, так и авторским вымыслом. При этом в них содержатся огромные возможности для режиссёрской интерпретации, фантазии художника и материала для работы артистов.
Режиссёр Владимир Киммельман представляет свой спектакль по малоизвестной пьесе австрийского драматурга Фердинанда Брукнера «Елизавета Английская», в которой есть все предпосылки для успеха: исторический контекст, сильные личности и сильные страсти, война, интриги, любовь и предательство.
В роли Королевы Елизаветы – блистательная актриса Евгения Дмитриева. В главных ролях: Иван Мулин, Данила Казаков, Антон Колесников, Константин Плотников.
Пьеса «Елизавета Английская» была написана в 1930 году в Берлине.
Режиссёр Владимир Киммельман: «Для меня это история, отчаянно напоминающая страшную сказку, все персонажи которой – реальные, а вот почти все события – вымышленные. Или…нет?»
Фердинанд Брукнер (настоящее имя – Теодор Таггер) родился 26 августа 1891 г. в Софии (Болгария). Его отец был австрийским бизнесменом, а мать — французским переводчиком. После развода родителей он жил в Вене и в Париже, а также в Берлине, где начал изучать музыку. Окончил Венский университет по кафедре филологии и философии. Впечатленный литературной сценой экспрессионистов в Берлине, в 1916 году он отошел от музыки и посвятил себя поэзии. В последующие годы он опубликовал несколько поэтических сборников, а в 1917 году основал литературный журнал «Марсиас» с текстами таких авторов, как Альфред Деблин и Герман Гессе. До 1920 г. издавался под собственным именем: выпустил сборники стихов «Господин в тумане» (1917) и «Разрушенный Тассо» (1919), сборник рассказов «На улице» (1920).
В 1922 г. переехал в Берлин. Здесь выступил в качестве драматурга и практически возглавлял им же созданный берлинский «Ренессанс-театр» и «Театер ам Курфюрстендамм».
Несмотря на заметную роль в экспрессионистских кругах, как писатель Брукнер не отличался оригинальностью и большим успехом не пользовался. Его истинное призвание раскрылось в период распада экспрессионизма, когда, использовав опыт экспрессионистской поэтики, он создал особый тип психологической драмы. В частности, обратился к проблемам послевоенного поколения, раскрыв многочисленные нравственные недуги, какими страдают молодые люди, брошенные в послевоенное безвременье: «Болезни молодежи» (1925). Еще более резко сказал он о «болезни» капиталистического государства в драме «Преступники» (1928).
С 1928 г. публиковался под псевдонимом, который составил из имени австрийского драматурга Фердинанда Раймунда и фамилии австрийского композитора Антона Брукнера. В 1929 и 1930 годах он выпустил пьесы «Болезнь юности» и «Елизавета Английская» уже под псевдонимом Фердинанд Брукнер.Некоторые из своих собственных пьес Брукнер рецензировал под своим настоящим именем.
После установления в Германии гитлеровского режима уехал в Австрию, затем эмигрировал в США, где жил до 1955 г. В Америке Брукнер продолжал писать, преподавал в нью-йоркском университете историю европейской драмы и театра, участвовал в работе немецкого эмигрантского издательства. Выпустил пьесы антифашистской направленности: «Расы» (1933) и «Освобождение» (1945). Исследуя феномен тирании, обращается к французской истории и пишет свою «Героическую комедию» (1946), посвященную писателям Жермене де Сталь и Бенджамену Констану. Они выступают как борцы с тиранией Наполеона. Подобным сюжетом обладает одна из лучших пьес Брукнера – «Симон Боливар» (1945). Затем он создает трилогию «Молодежь двух войн» (1947), в которой рассказывает о жизни австрийской и немецкой молодежи.
На протяжении нескольких десятилетий Фердинанд Брукнер оставался одним из самых репертуарных авторов в ряде зарубежных стран. Будучи сам актером и режиссером, он прекрасно постиг закон сцены. Насыщенное напряженными событиями действие его пьес раскрывается в острых, зачастую парадоксальных диалогах. Однако в историю мировой драмы Брукнер вошел прежде всего своими историческими произведениями. Комедию «Наполеон I» (1936) играли на эмигрантских сценах Парижа и Праги, к драме «Елизавета Английскя» (1930), переведенной на семнадцать языков, постоянно обращались лучшие режиссеры мира – М. Рейнгардт, Ж. Л. Барро, Д. Стрелер. Брукнер, как и другие европейские писатели, пользовался в исторических драмах возможностью на материале истории размышлять о современности. Говоря об английском Возрождении или о Франции XIX века, драматург решал проблемы актуальные в XX веке.
В 1953 г. Фердинанд Брукнер вернулся в Берлин и работал в Шиллер-театре. В последние годы жизни выпустил пьесы «Пирр и Андромаха» (1952), «Смерть куклы» (1956), «Борьба с ангелом» (1957), в которых раскрыл нравы современной ему буржуазии.
Умер 5 декабря 1958 г. в Западном Берлине.
Премьера запланирована на 15 мая 2025 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут с антрактом
Цена билетов: от 300 до 5000 руб.
Начало спектакля в 19.00
Проход через пункт контроля билетов и вход в зрительный зал после начала спектакля запрещён
Пьеса представлена Агентствами «Независимый театральный проект», Москва и «Gustav Kiepenheuer», Berlin
Действующие лица и исполнители
В спектакле заняты:
Илья Винс
Анна Воркуева
Евгения Дмитриева
Сергей Занемонец
Данила Казаков
Антон Колесников
Александра Милёшина
Иван Мулин
Иван Новиков
Константин Плотников
Хасбулат Татаров
Дарья Брюханова
Игнат Елатомцев
Нестор Фещенко
Сергей Болгарь
Владлена Васильева
Владислав Мазуркевич
Мария Мантуровская
Екатерина Морозова
Егор Плентайтис
Люди спектакля