Касса:
+7 495 629 05 94
+7 495 580 52 15 доб. 325
Билетный стол:
+7 495 580 52 15 доб. 387

Фотофиниш

18.06.2006


К своему 80-летию профессор Владимир Андреев, народный артист России, художественный руководитель театра имени Ермоловой, успел сыграть более 100 ролей в театре и кино, поставить несколько десятков спектаклей не только в родных пределах, но и за рубежом.

Недавно президент России подписал Указ о награждении Владимира Андреева орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Ничто не может остановить ход времени, этой банальной данности нашего бытия. Но возможен ретро-взгляд в ХХ век, в день 27 августа 1930 года, когда в Москве, в семье Алексея и Марии Андреевых, родился мальчик, которого назвали Владимиром, в честь деда. Все его детство прошло на Большой Спасской, что у трех вокзалов.

Во дворе дома возвышался обветшалый храм, куда ходили молиться жители окрестных улиц. Однажды к дверям этой церкви подошел и трехлетний Владимир. Его чуткий музыкальный слух привлекли звуки «Всенощной». Пораженный таинством, ребенок застыл в дверях и молча, по-своему, по-детски, стал молиться. Это был первый осознанный «взрослый» шаг в пространство, которое зовется жизнью…

На самом деле Владимир повзрослел очень рано. Семья жила бедно. И мальчик еще в школе начал подрабатывать: то в каникулы поедет в геологическую экспедицию, где работал отец школьного товарища, то наймется на сельскохозяйственные работы под Москвой. Во время войны, после уроков в школе, становился к станку, который крутил пружины для управления бронетранспортером. Знал — помогает близким. 

На игру в традиционный дворовый футбол с мальчишками времени не оставалось. Зато Владимира очень привлекал «Красный уголок» в подвале их дома, где был самодеятельный театр. Но свою первую роль он сыграл не там, а в ближайшем Доме пионеров, где познакомился с Роланом Быковым. Он и посоветовал Андрееву поступать в театральный вуз.

Посчастливилось стать студентом ГИТИСа имени А. В. Луначарского, учиться на курсе замечательного педагога и режиссера Андрея Михайловича Лобанова. В 1952 получил диплом и начал работать в театре Ермоловой. В 1970 стал его руководителем. Тогда, как признался, он почувствовал себя «самым главным» режиссером в стране. История этого театра велика, ее творили Всеволод Мейерхольд, Николай Хмелев, Андрей Лобанов, другие знаковые фигуры искусства.

В 1985 году Владимиру Андрееву предложили возглавить Малый театр. Но потом — всё же состоялось возвращение в Ермоловский, свой родной дом: с 1990 года Андреев здесь бессменный художественный руководитель.

Несколько лет назад на сборе труппы Владимир Андреев сказал: «Несмотря ни на что, ермоловцы будут чтить и продолжать старые традиции». Эти традиции передаются молодежи — у Андреева великое множество учеников и последователей, целая плеяда. Именно дружба с молодостью, может быть, считает режиссер, и позволяет ему сегодня «если не озорничать, то проявляться на сцене более искренне». Благодаря ему рядом с известными мастерами раскрывались прекрасные молодые режиссеры, такие как Родион Овчиников, Владимир Данцигер. Андреев часто репетирует с молодыми актерами и верит, что имена его учеников будут у всех на устах, как фамилии знаменитых уже Виктора Ракова, Елены Яковлевой, Марины Дюжевой…

Блестяще владея формой реалистического и психологического театра, режиссер бережно работает с актерами, опираясь на личность, учитывая особенности таланта. Сам театр создан для того, чтобы оберегать человека и его чувства. Легендарная Ермолова, творчество которой — блестящий образец актерского мастерства, русской театральной школы, говорила: «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека»

В творчестве можно быть либо профессионалом, либо непрофессионалом, полагает Андреев, разница в том, чтобы не просто помнить о любимом деле, а непрерывно жить в профессии. В Андрееве поражают две вещи — цельность натуры и скромность. Эти достоинства, наверное, от природы, от генетической формулы, от семьи. Главной болезнью общества он называет равнодушие. Спектакли, которые он ставит, взывают к совести. Она-то и есть, по его мнению, «прививка от равнодушия».

Дом, где располагается театр Ермоловой, стоит на Тверской, недалеко от Кремля, и его часто посещают иностранные туристы. Но есть у Ермоловского и свой постоянный зритель, который дорожит этим замечательным репертуарным театром. Залы всегда полны: и большой, и малый, и музей, где тоже иногда идут спектакли. В центре одного из нижних фойе висит портрет Марии Ермоловой кисти Серова. Смотришь на портрет, и кажется, что Ермолова, строгая и внимательная, всматривается в лица тех, кто приходит на спектакли театра, носящего ее имя.

Знатоки утверждают, что в сводчатых подвальных помещениях этого театра можно обнаружить камни времен Иоанна Грозного. Нижняя часть здания до сих пор в целости и сохранности. Позже надстроили пассаж, и он превратился в храм для артистов. Кто теперь знает о чем, стоя на пороге другого храма молился маленький трехлетний Владимир?!

Николай Гоголь сказал про театр, что «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Профессор Владимир Андреев с этой кафедры его постоянно и провозглашает. Сейчас на ермоловской сцене идут спектакли русских и зарубежных классиков, современных авторов. Все они созвучны сегодняшнему дню. Намеренно не называю имена известных и популярных актеров, ныне играющих в театре, не рассказываю о репертуаре подробно. На это ушло бы много времени — лучше сходить в сам театр, увидеть своими глазами.

Однако об одном спектакле грешно нынче не упомянуть. «Фотофиниш» Питера Устинова в постановке Сергея Голомазова — безусловный шедевр. В главной роли — народный артист СССР Владимир Андреев и замечательная, тонко чувствующая автора и зрителя труппа театра. Хороши, классически хороши практически все, занятые в спектакле: народный артист России Алексей Шейнин, Борис Миронов, Антон Семкин, Ольга Фомичева, обе Елены — Калинина и Пурис, Сергей Покровский, Владимир Павлов, Светлана Головина и юный Егор Анисимов… Жанр пьесы — трагикомедия. Оценка за артистизм — самая высокая по театральным меркам.

Сюжет таков. 80-летний писатель Сэм Кинсейл благодаря своему художественному воображению вызывает к жизни своих двойников-Сэмов в возрасте 20, 40 и 60 лет. Пьеса предельно исповедальна, поэтому главному герою приписывают мысли автора пьесы. Он с сожалением, порой с угрызениями совести, вспоминает прошлое, но ничего не отрицает. Андреев в образе Сэма фигура очень обаятельная и… таинственная. Он - себе на уме. Сидит на диване в уютном кабинете среди старинной мебели у настольной лампы от «Тиффани» и хитро наблюдает как ведут себя три других Сэма. Этот 80-летний Сэм необычайно привлекателен как мужчина, гораздо интереснее, чем его мятущиеся двойники, потому что мягок и мудр. И это неудивительно. Ведь все эти черты присущи самому Владимиру Андрееву.

«Жизнь нельзя прожить второй раз — набело». Это точно знает Сэм 80-летний — ему со сцены все хорошо видно! Поэтому в финале прорывается кредо главного героя, а может быть самого Андреева: «Вот если на закате жизни вдруг взять да собрать последние силы и поднатужиться. И тогда ощутишь вдруг радость, а не страх, подходя к финишной черте».

Пьеса далеко не проста, в ней много философской глубины. Класс игры актеров очень высок. Помогают музыка, пластика, свет. В конце спектакля артисты поворачиваются спиной к залу и смотрят вглубь сцены. А там — дверной проем, где светится весеннее дерево с белыми цветами. Кабы молодость да знала, кабы зрелость да могла! А зрелость в лице Сэма-Андреева может все! Ибо ей хотя все УЖЕ понятно, но ЕЩЕ все доступно. Сам Андреев не прячется за своим актерским и человеческим обаянием. В финале он отлично справляется с пафосным монологом.

Что это? Старинная ермоловская школа или уникальные индивидуальные особенности Андреева-актера? Скорее всего — и то, и другое. Но налицо — большая удача. Произнесена последняя фраза, а в зале больше минуты стоит тишина. А потом зрители встают и отвечают бурей оваций. И так всегда…

Евгения Александрова, INOUT