Касса:
+7 495 629 05 94
+7 495 580 52 15 доб. 325
Билетный стол:
+7 495 580 52 15 доб. 387

«Театр выявляет бездарность быстрее и ярче, чем кино»

21.05.2014


Художественный руководитель и директор Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, народный артист России, режиссер, лауреат Государственных премий рассказал Interview о будущем театра, финансовой части искусства, технологиях и молодежи.

ПРОДЮСЕР

Театр для меня — это работа. На данном этапе жизни мне намного интереснее быть продюсером, театральным деятелем, нежели актером или режиссером. Почему-то многие считают, что продюсер — это человек, отвечающий за финансовую сторону дела, но на самом деле это совершенно не соответствует реальности. Продюсер — это человек, отвечающий за идею! Но стоит признать, когда меня назначили на должность художественного руководителя, моя свободная и независимая жизнь закончилась. Теперь я зависим от Департамента культуры, от 250 человек, которыми руковожу.

ДИРЕКТОР

Правда, в финансовых вопросах тоже пришлось разобраться, так как я взял на себя обязанности не только художественного руководителя театра, но и директора. Мне пришлось это сделать, ведь я понял, что двоевластие невозможно. Или директором должен быть очень преданный человек, или вы рано или поздно окажетесь в состоянии войны. Это тяжелая ноша, но я пошел на это абсолютно сознательно и сейчас не жалею.

РИСК

Театр не строится за два года, я это прекрасно понимаю. Я понимаю, что эти стены надо намаливать, воспитать труппу. Мне кажется, у нас вот только сейчас начинает зарождаться тот театр, который я хочу здесь делать. Только сейчас начинает образовываться костяк, который может повлиять на жизнь театра. Это те люди, которые пришли со мной, команда артистов, цеха. Я пошел на отчаянные шаги. Снял почти все спектакли из репертуара, потому что не мог подписаться под тем, что было. И в театр вернулся зритель. Посещаемость выросла в разы. Есть спектакли, билеты на которые не так просто достать. У нас работает много молодых режиссеров, и я буду продолжать делать на них ставку.

МОЛОДЫЕ

У нас в театре открывается новая сцена — абсолютно самостоятельная площадка, отданная молодой режиссуре. Они приносят свои пьесы, произведения авторов, которых я могу и не знать. Мне с ними жутко интересно! Но должен сказать, молодые режиссеры, даже самые талантливые, почти не умеют работать с артистами. Их этому не учат. А ведь от замысла до воплощения можно пройти только с помощью актеров.
Я обожаю наших молодых актеров: Кристину Асмус, Сергея Кемпо, Дашу Мельникову, Антона Колесникова, Егора Харламова. Да вообще всех. Я думал, что в молодых актерах напрочь отсутствует желание работать, но эти ребята меня переубедили. Они до ночи пропадают в театре, хотят работать, мучают режиссеров. Я вообще думал, такого не бывает уже. А вот оно!

КОНТРАКТ

Не буду скрывать, труппа в 80 человек меня тяготит. Из них работают процентов 20. И я убежден, что всех надо переводить на контракт. Я-то у Департамента культуры на контракте, и меня могут уволить в любую секунду без объяснения причин. А те, кто под моим началом, — они там навсегда. Навечно. Как-то непонятно получается.

СУДЬБА ТЕАТРА

Хотя я работаю в репертуарном театре, я убежден, что рано или поздно он погибнет, по крайней мере в том виде, в котором существует сейчас. Мировой опыт подсказывает, что вполне можно оставить четыре-пять государственных репертуарных театров, а остальные отдать в частную собственность, то есть поставить театры в условия рыночной конкуренции. Но в России пока нет путей для достижения этой схемы. А как на эту систему переходить, каким путем идти — это за кадром.

ТЕХНОЛОГИИ

Кино всегда зависело от технологий. А с театром как: расстелил коврик, вышел человек — вот тебе и театр. Хотя мы используем гаджеты в спектакле «Портрет Дориана Грея», там это оправданно. Режиссер-постановщик Саша Созонов убедил меня, что это необходимо. Кстати, Мейерхольд использовал экраны на сцене, а потом отказался. Так что, думаю, мультимедиа целесообразно использовать только тогда, когда они обогащают театр, а не когда театр становится зависимым от них. 

КИНО И ТЕАТР

Великие артисты кино могут быть неубедительны в театре. Но никогда наоборот. Театр выявляет бездарность быстрее и ярче. В кино можно прикрыть, закрыть, музыку подложить, переозвучить, и будет ничего. А в театре вышел, и все! Привет.

Ссылка на статью здесь

Натела Поцхверия, Interview