Касса:
+7 495 629 05 94
+7 495 580 52 15 доб. 325
Билетный стол:
+7 495 580 52 15 доб. 387

Возвращаться - плохая примета

24.04.2016


Несмотря на не самую большую продолжительность, небольшое количество задействованных актеров и более чем скоромные декорации, эта постановка, пожалуй, одна из самых страшных в нынешнем сезоне. Иначе, впрочем, и быть и не могло, учитывая содержание пьесы Пинтера. Дело-то тут вот какое: после шести лет отсутствия герой возвращается в родной дом, да еще и привозит туда свою красавицу-жену. Зачем? Ну, понятно же: чтобы припасть к корням, да познакомить супругу с близкими. Но с близкими ли?

С хладнокровием хирурга Пинтер, отсекая все ненужное, заставляет читателя задумать о том, нужны ли такие ностальгические туры.

- Наш спектакль о невозможности возвращения в прошлое, - вторит ему и режиссер этой постановки Иван Менивцев. – Ведь когда через долгое время отсутствия возвращаешься в прежнюю жизнь, то оказывается, что ты там никому не нужен. Нужно уметь отойти в сторону и посмотреть на жизнь со стороны, иметь силы и смелость идти вперед, покончить со всем и навсегда.

Это, впрочем, теория. На практике же дома у героя начинается невообразимое, но тут все же лучше говорить обо всем по порядку.

Итак, вот он – дом, созданный художником Татьяной Анастасовой. Явно – прошлого столетия. Обои в цветочек, которые теперь никто нет клеит. Старенький диван. Торшерчики. И – телевизор, который тут практически еще один персонаж, определяющий как эпоху (недаром все начинается с программу «Поле чудес», отмечающей свое 9-летие), так и настроения (опять же, недаром, там то «Дикий ангел», то что-то откровенное эротическое).

Вот – его обитатели. Папаша Макс (Георгий Назаренко) – бывший мясник, а по сути, этакий танк, давящий все на своем пути, включая собственного брата – шофера Сэма (Валерий Еремичев), и своих детей – агрессивно-бестолковых Ленни (Ярослав Рось) и Джоя (Филипп Ершов). К ним-то и приезжает герой (Егор Харламов) – совсем не такой, как они, преподаватель философии, мягкотелый франт-интеллигент. На что рассчитывает? На теплый прием, конечно. Что получает? Получает ситуацию, когда отец и братья сначала просто «развлекаются» с его женой, а после и вовсе решают оставить ее у себя – причем, последняя и не против.

Если бы, к слову, "Золотая Маска" вручалась и в номинации "Самая сексуальная роль в драматическом спектакле", ее бы, несомненно, стоило отдать играющей супругу Анне Воркуевой. Только в прошлом году выпустившаяся из мастерской Каменьковича и Крымова актриса тут выдает такой класс, что и иным именитым не снилось – то плачет, то соблазняет, то играет, то танцует (хореограф Полина Пшиндина), но все это с таким градусом и правдоподобием, что мурашки по телу.

Создатели спектакля утверждают, что весь он – одна сплошная метафора. Возвращение домой - как поворот назад, остановка в развитии, возврат к первобытным рефлексам и инстинктам. Все это тут есть. А, если чего и не хватает, то той глобальности, что была в другом «Возвращении домой» - поставленном в прошлом году в театре им. Маяковского Владимиром Мирзоевым. Это ведь там, ближе к финалу, папаша Макс ставит перед собой зеркало и постепенно, приклеив усы и парик, закурив трубку, перевоплощается в Сталина – то есть в того, от чьей власти и самодурства пострадала каждая семья.

Здесь – при том же самом тексте - история все же о другом: не об истории, а о человеческих судьбах и ошибках. Это добавляет избыточного мельтешения, особенно в начале постановки. Однако это же делает спектакль более «народным» в правильном смысле этого слова.

Для народа, безусловно, это станет шоковой терапией: не всегда необходимой, но, в любом случае, полезной.

Борис Войцеховский, Вечерняя Москва