Независимая оценка

Счастливчики

19.03.2016


Новая режиссерская работа Олега Меньшикова  является гимном старейшим артистам Ермоловского театра. Меньшиков дает возможность выйти на сцену артистам, которые, по разному стечению обстоятельств, в последние годы выходили на сцену крайне редко (за исключением Владимира Андреева).  С другой стороны, драматургический материал, в котором заняты артисты, прямо скажем, не вполне традиционен для нашей сцены и для наших зрителей. Это не традиционно, написанные на артистов старшего поколения «Ретро» А.Галина, «Старый добрый ансамбль» И.Губача или «Квартет «Р.Харвуда. Пьеса Констанции Деннинг (новое имя для российского театра) -  «Счастливчики» написана строго, без лишних сантиментов, временами даже слишком мрачно.  От того скажем, зрители, всегда относящиеся с большим пиететом к актерам старшего поколения, здесь, на мой взгляд , излишни скупы на эмоции, в частности в виде аплодисментов в конце спектакля. Во многом это обусловлено некой неподготовленностью к подобному разговору о жизни и смерти, о преклонном возрасте.

Актерам есть что играть в этой пьесе, и это прекрасно. Каждый из пяти прекрасных артистов имеет свою сольную партию, свой выход, режиссер уделил внимание всем (Меньшиков, оказался прекрасен и хорош, именно как актерский режиссер). Здесь сложился первоклассный актерский ансамбль.  Чудо, как хороши каждый из актеров. С каким наслаждение смотришь на Ольгу Селезневу, Татьяну Говорову, Наталью Архангельскую (ведущую актрису Ермоловского театра и его истинную приму, в последние годы играющую до обидного мало), Владимира Андреева (его герой самый трогательный) и Бориса Быстрова (много лет не сыгравшего на родной Ермоловской сцене не единой роли,  хотя в прошлом году должен был сыграть в анонсированной премьере театра «Дон Кихот»,  но она так и не состоялась).  Отдельных сантиментов заслуживает актерская работа Никиты Татаренкова в роли главного отрицательного персонажа в спектакле, в роли телеведущего шоу, которое для кого-то из героев станет последним в жизни. Его пластика, тонкое ведение роли заслуживают больших аплодисментов. Его работа в этом спектакле не только не теряется на фоне блистательных работ актеров старшего поколения, а заслуженно встает, по меньшей мере, в один ряд с ними.

Выбрав для этих актеров подобный драматургический материал, Олег Меньшиков, конечно, рисковал. Но тем более он вызывает уважение как режиссер, как строитель своего театра. Он идет, двигается по крайне непростому пути, пути к зрительскому сердцу, через определенные тернии.  Зато Меньшиков посредством автора говорит со зрителем честно, а это самое главное. Смотря на список авторов, спектакли по пьесам которых в Театре имени Ермоловой будут выпускаться в ближайшее время (Гарольд Пинтер и Франц Кафка), понимаешь, что путь театр избирает не легкий, делает ставку на серьезный драматургический материал, подчас крайне сложный, как для сценической постановки, так и для зрительского восприятия. Впрочем, это значит, что Меньшиков взращивает своего зрителя -  умного, слышащего, готового к серьезному разговору. Хочется пожелать театру имени Ермоловой и лично Олегу Меньшикову успехов и сил, в крайне непростом деле.

 

Илья Золкин, Культура двух столиц

Подписаться на новости