Правила посещения

В театре Ермоловой прошёл спектакль «Язычники»

29.04.2014


26 апреля в театре Ермоловой прошёл спектакль «Язычники».

Предупреждение на афише гласило: «В спектакле ругаются матом, пьют и курят». Признаться здесь есть над чем подумать и, определенно, эта постановка не для тех, кто просто хочет скоротать вечер. Особый драматизм заключается в том, что автор этой пьессы драматург Анна Яблонская, трагически погибшая при взрыве в аэропорту «Домодедово» в 2011 году.

«Язычники» — это притча в двух действиях рассказывает о людях, семье и вере. История начинается с появления на сцене матери (актриса Наталья Кузнецова), гордой статуей возвышаясь над бардаком из недоделанного ремонта, недошитых занавесок и расстеленного везде полиэтилена. Немолодая женщина днём работает риелтором, с энтузиазмом отвечая на каждый звонок, а по вечерам шьёт занавески на заказ, чтобы заработать хоть немного денег.

А работать её приходится много, ведь надо оплатить дочке (Дарья Мельникова) институт, и постоянно давать на ремонтные расходы, а на самом деле выпивку, соседу Боцману (Владимир Зайцев), взявшемуся облагородить квартиру. И помощи в нелёгком деле обеспечения семьи у матери нет, ведь отец (Николай Токарев) бесполезным овощем слоняется по дому, слушая по ночам тайком музыку в туалете, безуспешно надеясь заработать своей профессией музыканта. Последние силы отнимает забота о непутёвой дочке, в один момент превратившейся из правильной послушной отличницы и алкашку и проститутку.

Посреди этой безысходной круговерти появляется бабушка (Наталия Потапова), яро верующая старушка, полжизни замаливающая грехи в святых местах и не общавшаяся с сыном, невесткой и внучкой последние пятнадцать лет. И верой своей словно начинает творить чудеса: Боцман вдруг больше не может материться и водку начинает считать смертью; матери достаёт отличного клиента — батюшку, покупающего большой склад за наличные; сына устраивает на щедро оплачиваемую работу к этому же батюшке… Только внучка упорно отвергает попытки помочь ей исправиться, не даёт залезть себе в душу.

И вроде бы становится всё хорошо, семья кажется счастливой, но почему-то все по-прежнему несчастны. Это поддельное благополучие разбивает дочь, бросаясь с балкона от несчастной любви, и спасаемой не Богом, а языческой маской Боцмана, привезённой им от туземцев из Африки.

Отдельным от всего происходящего на сцене выглядит учитель (Дмитрий Павленко), разгуливающий среди зрителей и увлеченно читающий лекции об агностицизме. Но он оказывается удивительно нужным для восприятия происходящего на сцене, показывая яркость натянутой и трещащей по швам жизни персонажей.

Хочется рассказать немного об особенностях постановки. С первых моментов спектакля ощущением чего-то неправильного в уши врезаются матерные слова, так, вроде бы, естественно звучащие из уст актеров. Это не кажется пошлым и грубым, а только усиливает ощущение, что со сцены нам рассказывают нечто очень жизненное, настоящее. Зрители сразу делятся на тех, кто понимает эту печальную реальность происходящего на сцене, и тех, кто смеётся и даже аплодирует каждому нецензурному слову.

Актёр Николай Токарев (отец) говорит об этом: «Там есть момент, где я посылаю священника, держащего склад с не акцизным алкоголем и сигаретами. Это грустно, а люди почему-то смеются, и даже хлопают.»

Действительно, смешного в этой постановке мало. Она заставляет задуматься, помогает вынести из неправильности ситуации что-то правильное, найти в чистоте помыслов ложь, а в безысходности надежду. И вера в Бога, или языческая маска здесь не главное, а важно оказывается верить в себя, в свою душу и убеждения, быть собой, и тогда придёт то счастье которое так долго не хотело приходить.

Алла Павлова, Русский блоггер

Подписаться на новости