Правила посещения

Харизма на марше

13.12.2013


Художественный руководитель Театра имени Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков выступил в Crocus City Hall в амплуа руководителя духового оркестра.

Судя по информации на сайте Театра имени Ермоловой, премьера спектакля «Оркестр мечты. Медь» прошла два года назад. Видимо, зрители, следящие за судьбой театра, с этой программой знакомы. Но ее появление в стенах Crocus City Hall — это переход в новое измерение. Это обращение к аудитории, которая не только за постановками ермоловского театра не следит, но, возможно, и в принципе в театр не ходит. Зато смотрит телевизор и, конечно, души не чает в главном герое вечера. В этом-то и была главная сложность с показом «Оркестра мечты» в «Крокусе». Публике, которая шла на Меньшикова, нужно было продать что-то еще.

Коллектив под названием «Духовой оркестр Олега Меньшикова» — чуть ли не первый в России пример синтетического шоу мирового уровня. Если смотреть широко, он существует в том же культурном слое, что и Stomp, и израильские шоу типа Voca People и Sheketak, и кельтские чечеточники разных мастей, и какие-нибудь шоу японских барабанщиков. Это прекрасное развлечение, в рамках которого на базе каких-то очень понятных и традиционных умений актеров разыгрывается необычный сюжет. В течение вечера в «Крокусе» оркестранты Олега Меньшикова не только выдали знакомый на подсознательном уровне звук, под который хорошо маршировать по главной улице, но и продемонстрировали множество самых неожиданных трюков.

В программе была дуэль барабанщиков, которые ухитрялись одновременно выстукивать ритм и фехтовать барабанными палочками. Были чечетка и слаженная хореография. Были номера, которые исполнялись прямо в партере. А еще музыканты имитировали звук дождя, используя исключительно свои ладони и колени, а в качестве ударных инструментов — стулья из IKEA, играли в темноте на красиво фосфоресцирующих инструментах. Работая по своей основной специальности, участники духового оркестра продемонстрировали репертуар в диапазоне от немецкого военного марша «Wenn die Soldaten» до «Набукко» Джузеппе Верди. По ходу пьесы они словно взрослели — начали вечер в комбинезонах, напоминающих о парадах физкультурников, а закончили в строгих черных фраках. Для музыкальных номеров была идеально записана световая партитура.

Отдельного упоминания достоин человек, который весь вечер находился к зрителям спиной. Дирижер Денис Виноградов олицетворял саму энергию, питающую оркестр. Никакого пюпитра — Денис Виноградов постоянно находился в движении, в тонкой эмоциональной связи с каждым музыкантом, то отступая назад походкой уличного рэпера, то словно бросаясь на амбразуру.

Главный же герой вечера был поначалу привязан к креслу и журнальному столику. Между музыкальными номерами он зачитывал из большой тетради рукописные заметки якобы автобиографического содержания. Их тематика крутилась в основном вокруг понятия «мечта», и сводились они к мысли, ярче всего выраженной когда-то в фильме Карена Шахназарова «Курьер»: «Вот тебе плащ, Базин, и мечтай о чем-нибудь великом». Эти интермедии в жанре «моноспектакль» отчетливо отдавали творческими вечерами советских времен, с которыми артисты театра и кино любили ездить с гастролями по провинции. Не хватало только записок из зала. Естественно, не обошлось без стихов, и почему-то то, что это был Давид Самойлов, тоже казалось естественным. Олег Меньшиков включил свою актерскую харизму на полную мощность. Это был настолько узнаваемый и правильный язык, что восхищенные тетушки в партере инстинктивно повторяли вслед за кумиром последние слова каждой фразы, смакуя его лихое протяжное произношение.

Каждый из слоев спектакля, оркестровый и актерский, по отдельности действовали понятным эффективным образом. Но вот совместить их в рамках одной картины было непросто. А ведь был еще и третий слой — приглашенные гости. Ими стали Юрий Башмет, Гарик Сукачев, Илзе Лиепа, станцевавшая танго с Егором Дружининым, группа Uma2rmaH и лихорадочный скрипач Степан Мезенцев. Совместить все это было сложно, прежде всего с технической точки зрения. Для оркестра требуется один звук, для монологов актера с микрофоном-гарнитурой — другой, для рок-музыкантов — третий. Переключать эти режимы в «Крокусе» было непросто, и акустического комфорта постановщикам ревю добиться не удалось.

Всю эту громоздкую затею Олег Меньшиков, конечно, накрыл собой, компенсировав мастерством все банальности текстов и огрехи звука. А под конец еще и спел «Одесский порт», «Танго “Магнолия”» Вертинского и фокстрот «Джон Грей», памятный по исполнению Андрея Миронова, чем привел публику в абсолютный восторг. Фактически, это было готовое телешоу в традициях старых добрых бенефисов. Тут вам и высокое искусство, и знакомые мелодии, и известный актер с друзьями-звездами, и чечетка. Канал «Культура» должен такое отрывать с руками. Даже странно, что в зале не было телекамер.

Борис Барабанов, Коммерсант.ru

Подписаться на новости