Правила посещения

Раскрутка бренда

30.10.2013


Произведение XIX века. Классика, изученная вдоль и поперек. Не поставленная на подмостках только ленивым. Но в Театре Ермоловой художественный руководитель Олег Меньшиков и режиссер Александр Созонов ручались, что переиначат роман на современный лад.

И сыграют так, что покажется вся эта история знакомой донельзя, будто вчера в светской хронике рассказали. И знаете, получилось!

Когда заходишь в зал театра, взгляд невольно останавливается на тяжелом классическом занавесе. Что-то из детства, причем маминого… И невольно представляешь рабочих, которые будут его раздвигать вручную. Настраиваешься на строгий канонический спектакль и напудренных актеров. Гаснет свет. И тут все твои ожидания от театра и вообще Оскара Уайльда улетают под звуки клубной музыки да лазерных лучей.

На сверхсовременной электронной инвалидной коляске выезжает Олег Меньшиков в роли лорда Генри и читает монолог в устройство, изменяющее голос… Вообще эта постановка нашпигована современными штучками по поводу и без повода. Режиссер Александр Созонов как может подчеркивает современность пьесы. "Омолаживает" происходящее с помощью постоянно включенной камеры, снимающей спектакль и выводящей происходящее на экран. Я бы назвала это постановкой в 3D.

 Вот лорд Генри манипулирует маленькими куколками, а на экране они уже ростом с Дориана, и реальность сливается с каким-то психоделическим действием. Все кричит об "искусственности" социума. Лица меняются, играя на камеру… Как нельзя кстати это было именно в "Портрете Дориана Грея", раскрывая всю сущность порочного общества.

Задача постановки, по словам создателей, показать то, что сейчас бренд можно сделать из чего угодно. В спектакле нарочито "делают имя" Дориану. Красной нитью в течении всего действия проходит процесс становления доброго юноши в "бренд", производящий все, что угодно, от очков до спиртного. И уже неважно, был ли мальчик. Уродливая душа зрелого Грея словно закутана в шелковый шарфик имени себя любимого. Произведение, пусть и двухвековой давности, – еще один бренд, который можно "пропиарить". И Лорд Генри читает свои записки, держа книгу с кричащей надписью – бестселлер. Да и сама постановка театра Ермоловой сразу была заявлена громко и с помпой! Маркетинговое позиционирование удалось. Задача показать, что все продается в этом мире, выполнена на "отлично".

Главный соблазнитель, конечно, лорд Генри в исполнении Олега Меньшикова. На самом деле именно Меньшиков является "Дорианом Греем" спектакля, ведь чтобы выглядеть так в 53 года, нужно точно иметь где-то свой тайный портрет. Ну во всем он очарователен и органичен – и в светском одеянье с шелковым платком, и в инвалидном кресле, накрытый пледом. Дамы в зале замирали, мужчины заслушивались.

Чувствуется старая школа мастерства, где в речи поставлена каждая пауза. Каждый жест наполнен смыслом. Мимика, говорящая больше текста. И конечно, что-то неуловимое, что заставляет верить герою всем сердцем. Согласитесь, это называется талант.

На заглавную роль спектакля был приглашен Сергей Кемпо. На мой взгляд, не хватало той малости, что называется загадочным словом "харизма". Играл хорошо? Да. Органично? Очень. Но… не влюбляешься в Дориана. Не хочется ради него бросить мужа, пойти на каторгу и совершить прочие страсти, упомянутые Уайльдом. Правда играть на одной сцене с Меньшиковым, ради которого и Мать Тереза нарушила бы обет безбрачия, конечно сложно. Это заведомо проигранный бой. Отдельно хочется отметить спортивную подготовку Сергея. Бежать во всю прыть на дорожке и при этом читать монолог без одышки. Просто "ух ты"!

В образе лорда Фермора предстал Владимир Андреев. Совершенно аристократическая стать, пластичная жестикуляция. За десятиминутное появление героя как будто читается вся жизнь лорда, личные победы, светские успехи. Все понятно без слов. Этот диалог двух денди, в исполнении Андреева и Меньшикова, – самый яркий и живой эпизод спектакля. Им веришь, им все прощаешь… Уровень обаяния зашкаливает.

В постановке Созонова со зрителем не заигрывают, не предстают в парадном виде. Действительность обнажается со всеми своими проблемными местами. Что и подкупает.

Советую ли я пойти на этот спектакль в театр Ермоловой? Маму бы я брать не стала, хотя бы просто потому, что сидеть три с половиной часа при постоянном грохоте и оглушающей музыке сложно. Да и инсталляцию вместо портрета она вряд ли оценит. А вот с продвинутыми подружками – легко! Как ни странно звучит, но "Портрет Дориана Грея" настолько современное произведение, что идти на него надо людям, готовым к новому и непривычному!

Ссылка на статью здесь

Светлана Белич, интернет-журнал Театрон

Подписаться на новости